29-30 октября 2014 года в Архангельске проходил очередной практический семинар компании «Люмэкс» (со случаем из жизни пусконаладчика)
29-30 октября 2014 года в Архангельске проходил очередной практический семинар компании «Люмэкс».
Слушателями были как пользователи аналитических решений «Люмэкс», так и специалисты природоохранных, агрохимических и энергетических предприятий, планирующих приобретение нового оборудования.
Специалисты-химики ГК «Люмэкс» рассказали об аналитических методах и тонкостях обслуживания оборудования, познакомили участников семинара с требованиями к установке приборов, продемонстрировали программное обеспечение. Было проведено выполнение измерений на следующих приборах:
- анализатор жидкости «Флюорат» - самый популярный прибор в лабораториях экологического контроля. Был проведен ряд анализов, включая подготовку пробы и посуды. Живой отклик вызвала демонстрация выполнения методики определения АПАВ.
- атомно-абсорбционный спектрометр «МГА-915МД». Экологов заинтересовала простая пробоподготовка при элементном анализе воды, почвы и воздуха.
Слушателей познакомили с новой моделью прибора – «МГА-1000» с улучшенными пользовательскими характеристиками.
- анализатор содержания ртути «РА-915М» привлек внимание специалистов, контролирующих ртуть в разных объектах. Особенно актуален для участников был анализ почвы и донных отложений.
- система капиллярного электрофореза «Капель», позволяет среди других методик определять за 12 минут 8 катионов в воде или 5 – в почве. Это заметно быстрее и экономичнее, чем методы «мокрой химии». Кроме того, в отличие от методик, выполняемых на «Капели», определение, например, иона аммония традиционным методом предполагает использование токсичных реактивов.
Рассказывает методист-инструктор ГК «Люмэкс» Дмитрий Витальевич Москалев:
«Определение иона аммония традиционным методом не такая уж безобидная методика.
Классический метод определения иона аммония – образование окрашенного комплекса аммония с реактивом Несслера.
Реактив Несслера это щелочной водный раствор дигидрата тетраиодомеркурата(II) калия K2[HgI4]*2H2O. Он содержит ртуть и поэтому ядовит. При работе не должен попадать в пищевые продукты и на кожу. Подлежит обязательной утилизации.
Вот и получается, что для определения менее токсичного показателя – иона-аммония, используется реактив, который в своем составе содержит высокотоксичный элемент – ртуть. При взаимодействии реактива Несслера с сильными восстановителями, может образовываться металлическая ртуть, о чем сотрудники природоохранных лабораторий не всегда догадываются.
Был я как-то в одной старой лаборатории еще до ее реконструкции. Демонстрирую в работе анализатор содержания ртути «РА-915». Прибор работает в режиме «реального времени», то есть позволяет контролировать ртуть в воздухе, просто проходя с ним по помещениям. Иду по офисному зданию – бухгалтерия, дирекция – показания на фоновом уровне – единицы нанограммов в кубометре. Переходим в лабораторный корпус. В коридоре у одной из дверей показания резко подскакивают до 400 нг/м3. Прохожу дальше – снова фоновые. Спрашиваю, что в этом помещении. Сотрудники отвечают: «Здесь мы определяем ион аммония и другие показатели». Заходим в комнату – на приборе 1600 нг/м3. Спрашиваю: «А куда Вы сливаете остатки реактива Несслера?». Говорят: «В сток в тяге», завожу щуп в трубу и видим на дисплее цифру 30 000 нг/м3. Это при ПДК даже в воздухе рабочей зоны 10 000, а в жилых помещениях – 300. В реактиве Несслера, необходимом для одного измерения, содержится 20 мг ртути. С учетом градуировок, параллелей и пр. на одно определение расходуется около 100 мг ртути. Реактив Несслера сливается в трубу вместе с другими реагентами. В результате образуется металлическая ртуть, которая копится многие годы в колене водопроводной трубы.
Вот Вам и не очень опасный показатель – ион аммония ;).
А наша методика по определению катионов в воде методом капиллярного электрофореза не требует никаких дополнительных реактивов для пробоподготовки, таким образом, воздействие на окружающую среду и здоровье персонала – минимальное!»