Группа компаний «ЛЮМЭКС» Аналитическое оборудование и приборы ЛЮМЭКС
пр. Обуховской Обороны, дом 70, корп. 2 192029 Санкт-Петербург, Россия
+7 (812) 718-53-90, +7 (812) 718-68-65, lumex@lumex.ru
Тел.: +7 (812) 718-53-90
Группа компаний «ЛЮМЭКС»
Главная О компании Новости Вакансии Отделения «Люмэкс» Контакты
Каталог приборов Методики Поддержка пользователей

Научно-технический журнал «Аналитика» в постоянной рубрике «Мнение экспертов» обсуждает очередной вопрос, весьма актуальный для всех аналитиков России:

Государственное метрологическое регулирование и качество химического анализа: вопросы, проблемы, пути решения

— В России обеспечение качества измерений, в том числе в химическом анализе, регламентируются Федеральным Законом "Об обеспечении единства измерений". Насколько этот закон соответствует требованиям современных лабораторий и высокотехнологичных производств в области обеспечения качества химического анализа? С какими проблемами в сфере государственного метрологического регулирования сталкиваются производители аналитического оборудования и сотрудники аккредитованных лабораторий? Каковы пути решения этих проблем? Насколько интересен для России опыт зарубежных стран в этой области?

Среди других экспертов на вопрос журнала отвечает главный метролог ГК «Люмэкс» Дмитрий Борисович Гладилович

— Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» в очень сильной степени определяет условия, в которых работают предприятия, изготавливающие аналитическое оборудование, которое является средствами измерений. Компания «Люмэкс» работает на рынке аналитического приборостроения более 20 лет, выпуская аналитическое оборудование достаточно широкого спектра, и поэтому можно со всей ответственностью сказать, что формирование государственной системы обеспечения единства измерений в постсоветской России проходило на наших глазах. Следует сразу оговориться, что речь идет не только о приборах, являющихся средствами измерений, но и о методиках измерений, которые на них могут быть реализованы, и стандартных образцах. Наиболее правильно рассматривать единый приборно-методический комплекс как средство для решения определенной аналитической задачи пользователя.

С моей точки зрения, можно выделить следующие особенности государственной системы обеспечения единства измерений в России.

1) Склонность к частой смене правил игры (особенно это касается методик измерений и стандартных образцов), что в первую очередь выражается в смене терминологии (например, до 2002 года «повторяемость» была «сходимостью», а «свидетельство об утверждении типа средств измерений» до 2009 года было «сертификатом»), увеличение бюрократической нагрузки и бумаготворчества при каждом изменении. Например, если лет 15 назад от момента начала испытаний с целью утверждения типа средств измерений до момента внесения типа в государственный реестр проходило 3 - 4 месяца, то теперь и полгода не предел. Труднее всего сейчас тем компаниям, которые только выходят на рынок аналитического оборудования и методического обеспечения, поскольку им приходится преодолевать серьезные барьеры.

2) Стремление системы к всеохватности. Понятие средств измерительной техники - аналога наших средств измерений, известно и в других странах, в частности Евросоюзе. Только там (см. директиву MID 2004/22/ЕС) к средствам измерительной техники относят счетчики воды, газа, тепловой энергии, электроэнергии, приборы для постоянного измерения объемов неводных жидкостей, весы для автоматического взвешивания, таксометры, приборы для измерений длины, в том числе тканей, анализаторы выхлопных газов и все! В перечне нет ни хроматографов, ни масс-спектрометров, ни систем капиллярного электрофореза. Это все потому, что метрология измерений с их использованием базируется на методиках (методах) измерений, при реализации этих методов проводится внутрилабораторный контроль, чем обеспечивается и подтверждается достоверность измерений. Тем не менее, раз хроматограф в нашей системе - это средство измерений, то для него должна быть разработана методика поверки. Обратимся к типовой методике поверки хроматографа. Что в нее входит? Проверка шумовых характеристик, дрейфа, предела детектирования контрольного вещества и оценка стабильности работы через относительное стандартное отклонение выходного сигнала. Но все эти характеристики проверяются при реализации методики измерений, причем не раз в год, как при поверке, а гораздо чаще. Далее, никакие показатели точности измерений (например, основная погрешность) у хроматографа не нормируются, да и сделать это невозможно, пока нет колонки, пока нет конкретного вещества. Тогда возникает законный вопрос - а зачем тогда нужна такая поверка, если все равно хроматограф потом будет отградуирован по конкретному веществу в соответствии с методикой измерений с использованием стандартного образца, по этому веществу потом будет проведена проверка приемлемости градуировочной характеристики (при каждодневной работе - контроль стабильности), проведена ее валидация, в результате чего появится возможность указать показатели точности измерений и оценить прослеживаемость измерений к эталонам? Ответ на этот вопрос автору не известен, а поэтому отнесем его к риторическим.

3) Избыточность контроля, дублирование контроля разными ведомствами. Наверное, уже далеко не все участники процесса помнят, что до 1996 года методики выполнения измерений (еще раз о терминологии: с 2009 года они стали методиками (методами) измерений) не были объектом метрологического надзора. Сейчас они стали, и поэтому лаборатория в случае выявленных нарушений подлежит ответственности в соответствии с кодексом об административных правонарушениях. С другой стороны, лаборатории, выполняющие измерения в областях, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, как правило, аккредитованы в национальной системе аккредитации (в ряде случаев аккредитация обязательна). Следовательно, лаборатории подлежат контролю в соответствии с правилами системы аккредитации. Налицо дублирующий контроль.

Может сложиться впечатление, что автор предлагает отказаться от государственной системы обеспечения единства измерений. Это не так. Любая ломка при отсутствии ясного понимания того, что будет после «разрушим до основания» - это путь через революцию к хаосу. Нужна эволюция, но эволюция предполагает диалог и конструктивное сотрудничество всех сторон - и государства, и инновационного бизнеса (разработки в области аналитической химии, аналитическое приборостроение), и конечных пользователей. Мне представляется, наступило время создания общественной организации, которая могла бы сформулировать и донести до власти позицию инновационного бизнеса в области метрологического обеспечения аналитических измерений.


 

Русский
РУС
Английский
ENG
German
DE
Китайский
CHI
Задать вопрос
Сервис

Заказ прибора

Закажите прибор прямо с нашего сайта.
Все приборы

Меню

ОБНОВЛЕНИЕ МЕТОДИК
Определение алюминия в очищенной воде по ФС.2.2.0020.15

Подписаться на рассылку

Если вы хотите регулярно получать информацию о проводимых нами семинарах и конференциях, новостях компании и обновлениях на сайте, оформите, пожалуйста, подписку.
Подписаться
1x1
© ООО «Люмэкс-маркетинг» 2001 –

Дизайн сайта
Компания «Ай-Ти Дизайн»

Задать вопрос